Первый городской информационный портал SHADR.info | Шадринск


   > Новости > Разное > Изобретения товарища Жорницкого
2015/03/31 11:43  

Изобретения товарища Жорницкого

Изобретения товарища Жорницкого

Часто, когда заходит речь о рационализаторах и изобретателях прошлых лет, в первую очередь вспоминаются люди рабочих профессий — те, кто непосредственно имел дело с изготовлением тех или иных изделий. А вот об инженерах и технической интеллигенции в газетах военного времени писали меньше.

Однако об одном из таких замечательных специалистов - конструкторе Семёне Жорницком, долгие годы трудившемся на Шадринском автоагрегатном заводе, - на предприятии помнят до сих пор.

Семён Наумович пришёл на Московский завод имени Сталина в начале тридцатых годов, и практически сразу, будучи обычным бригадиром слесарей-инструментальщиков, проявил незаурядные способности в изобретательстве. Его активные шаги в этом направлении были замечены отцом советской автомобильной промышленности, директором завода И.А. Лихачёвым. После эвакуации нескольких цехов ЗиСа в Шадринск Семён Жорницкий переехал в наш город вместе с ними. Здесь, в Зауралье, будущий конструктор занимался работой, связанной с изготовлением оснастки для боеприпасов и изделий автомобильной промышленности. Этот труд, как никакой другой, требовал выдумки и изобретательства, ведь повышение производительности труда, увеличение выпускаемой продукции, экономия электроэнергии позволяли существенно помогать фронту.

В сороковых годах прошлого века газета «Автоагрегат» опубликовала две статьи про изобретения конструктора С.Н. Жорницкого, с которыми мы предлагаем вам ознакомиться.

 

Штамп для гибки тонкостенных трубок

Годовая экономия — 50 тысяч рублей

Конструктор завода имени Сталина т. Жорницкий изобрёл штамп с цанговым зажимом и подвижным наполнителем для гибки тонкостенных трубок воздухоочистителя к автомашинам марки ЗиС. Этот штамп заменил существующий способ гибки трубок в нагретом состоянии с песком, то есть когда в трубки набивался песок и запрессовывался при помощи заглушки (пробки) с двух сторон.

Основными деталями штампа являются: матрица, пуансон, цанговый зажим и подвижной наполнитель (шарообразные кольца) с запором.

По требованиям технологии и чертежей изделия, один конец трубки должен быть совершенно круглым. При старом способе гибки добиться этого не удавалось.

Цанговый зажим даёт возможность непосредственно перед гибкой разжать трубку изнутри. Одновременно зажим её в штампе предохраняет от перетяжки, так как расстояние от торца трубки до центра радиуса строго определено чертежом.

Перед гибкой трубки в неё вставляются шарообразные кольца (наполнитель), которые закрываются запором особой конструкции.

В процессе гибки трубки кольца способствуют правильному процессу деформации металла, то есть по наружному радиусу — на расстояние, а по внутреннему — на сжатие.

Сейчас штамп проходит испытания и должен дать годовую экономию в сумме 50 тысяч рублей.

 

Усовершенствованный подающий механизм

Механизм автоматической подачи ленты к прессу для штамповки рёбер радиаторов имел ряд дефектов.

Новый подающий механизм, сконструированный т. Жорницким, осуществляет передачу от коленчатого вала пресса к подающим роликам механизма при помощи кривошипа и пары косозубых шестерён, заменивших конические шестерни, рейку с двумя дополнительными шестернями и ряд других узлов. Замок Шварца заменен простым храповиком, работающим более точно и продолжительно. Регулировка по ширине полосы обеспечивается системой рычагов,составляющих собою параллелограмм и соединённых шарнирами.

При колебаниях ширины ленты боковые стороны параллелограмма благодаря такой конструкции удаляются от оси ленты или сближаются, направляя её точно по центру роликов, что гарантирует ленту от перекоса на штампе. Это дает большую экономию металла и повышает производительность пресса в два раза.

Пресс работает уже около 4 месяцев и показывает хорошие результаты.

 

Из воспоминаний С.Н. Жорницкого (1962 год)

Первым директором ШААЗиСа был Леонид Яковлевич Пучков, который стал достойнейшим преемником Ивана Алексеевича Лихачёва. Л.Я. Пучков, как и И.А. Лихачёв, всегда проявлял большую заботу о людях и старался сделать всё возможное, чтобы облегчить их жизнь. Это было лучшим средством мобилизации коллектива на борьбу за выполнение поставленных задач, ведь на эту заботу люди отвечали самоотверженным трудом. Работали, не считаясь со временем, не жалея сил и здоровья!

Помню случай, когда под угрозой срыва оказалось производство головки минного взрывателя: большая партия листовой стали, предназначенной для изготовления одной ответственной детали не соответствовала техусловиям, и по этой причине при штамповке рвалась. Положение усложнялось трудностью получения меди, которой необходимо было покрывать эту деталь в качестве смазки при вытяжке на штампах. Никакие хлопоты руководителей завода по замене бракованной стали ни к чему не привели.

Тогда я, будучи старшим конструктором и технологом прессового участка, предложил другой способ штамповки, который, как я предполагал, мог бы позволить успешно штамповать нужные детали из бракованной стали, и даже без меднения. Для этого я попросил директора Л.Я. Пучкова быстро провести эксперимент, в котором также принимали участие главный инженер В.З. Бабичев и начальник производства А.А. Кузовков. Рассказывать об этом подробно не имеет смысла, скажу лишь, что после эксперимента, показавшего положительные результаты, мною были разработаны конструкции двух штампов. Один из них был трёхрядным и совмещал операцию просечки заготовки с первой вытяжкой. Эти штампы были изготовлены в инструментальном цехе буквально за несколько дней. Результаты превзошли ожидания: все бракованные листы были использованы, и даже с большой экономией. Также отпала необходимость в меди и в самой операции меднения. Новая технология штамповки и конструкция штампов дали также большую экономию электроэнергии и высвободили двух человек.

В благодарность за эту работу Л.Я. Пучков через горком партии добился большой премии для всех инструментальщиков, участвовавших в изготовлении штампов и самоотверженно трудившихся в это время. По просьбе горкома партии всем им сшили по отличному бостоновому костюму. Получил костюм и я. Но для меня куда значительнее оказалось другое.

В то время, пока я занимался этими экспериментами (четверо суток, не выходя из цеха), мне позвонила жена и сообщила, что сын внезапно заболел и лежит без движения. Находившийся рядом А.А. Кузовков попросил меня не прекращать работу и взял все заботы об организации лечения на себя. Только благодаря ему врач Бирюков успел предотвратить тяжёлые последствия. После внедрения новой технологии штамповки Л.Я. Пучков с А.А. Кузовковым добились для меня комнаты в государственном доме. Эта комната размером 9 кв.м. для семьи из четырёх человек, конечно, была тесноватой, но нам она казалась высшей наградой. Никогда не забуду тех, кто в то тяжёлое время проявлял такую заботу о людях. Здесь я рассказал только об одном, но характерном случае, а их было немало и после. Не каждому, даже крупному руководителю, дано остаться в памяти людей, но многие из тех, с кем рядом приходилось жить и работать, всё же заслужили это право.

 

Из воспоминаний сына конструктора Вячеслава Жорницкого об отце

Лампочка в бараке

Вспоминая военные годы, отец с большим уважением отзывался о первом директоре автоагрегатного завода Леониде Яковлевиче Пучкове, который с пониманием и заботой относился к творческим и бытовым проблемам рационализаторов.

Надо сказать, что в то время всё было в дефиците, в том числе, и электроэнергия. «Экономия топлива и электроэнергии — девиз военного времени!» — такие заголовки были в прессе. На жилой сектор электроэнергия не подавалась — только на производство. А к бараку, где мы жили, даже провода не были подведены. И вот однажды на заводе внедрили рацпредложение отца, давшее большую экономию электрической энергии. Но денег на вознаграждение на тот момент в кассе завода не оказалось. И ему было предложено: или подождать, или в виде компенсации взять вещами (одеждой, обувью — всё было в цене). Но отец попросил вместо этого повесить в доме лампочку. Руководство завода пошло навстречу, ведь это было такой малостью, по сравнению с тем, что дало рацпредложение.

За короткое время вкопали несколько столбов, и прямо с заводской территории к бараку протянули провода, а потом завели их в нашу комнату (благо дом находился поблизости от предприятия — слева от городской поликлиники).

Вскоре директор Л.Я. Пучков поинтересовался у отца, почему его желание оказалось таким скромным. На что тот ответил: работать над рацпредложениями приходится в нерабочее время, то есть вечерами и даже ночью, а при свечах делать эскизы и чертить — болезненно для глаз. Тогда директор приказал положенное денежное вознаграждение не отменять, а освещение в комнате оформить как премию. К слову, со временем почти все обитатели нашего барака получили свет в комнаты и были рады такому везению.

 

Долой поломанные свёрла!

Вспоминается ещё один эпизод, рассказанный отцом.

На ШААзиСе, как известно, изготовляли боеприпасы для фронта. И вот на цилиндрическом участке одной из деталей необходимо было просверлить тонкое поперечное отверстие. Этот процесс проходил со смещением, поэтому сверло отжималось покатой поверхностью. Малейшая неосторожность или поспешность, — и инструмент тут же ломался. Естественно, эта операция была головной болью начальника участка, потому что в конце каждой смены целый ящик сломанных свёрл списывался в металлолом, а вместе с ними и детали с застрявшими обломками. А ведь в дефиците было всё — инструмент, материал и время на смену сверла! Нельзя сказать, что по этому поводу не предпринималось никаких решений, но варианты кондукторных приспособлений оказывались неудовлетворительными.

Кто-то посоветовал обратиться к отцу. В результате его работы появилось оригинальное, но простое и удобное в использовании приспособление. Поломки свёрл отошли в прошлое, а усилие подачи инструмента увеличилось, что значительно повысило производительность операции.

 

Подготовил Владимир ЗЛОДЕЕВ

На фото:
Первый полуавтомат СНЖ-1 («Семен Наумович Жорницкий») для сверления ступицы каркаса рулевого управления. Авторы: конструктор Жорницкий С.Н. (второй справа), начальник инструментального цеха Резник М.А., мастер Егоров, слесарь Назимов А.Ф.



Оставлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизированные пользователи.

Войти на сайт / Зарегистрироваться