Первый городской информационный портал SHADR.info | Шадринск


   > Новости > Культура > Евгений Финкельштейн: «Наши люди гораздо глубже, чем порой о них думают организаторы развлекательных программ»
2016/11/06 10:28  

Евгений Финкельштейн: «Наши люди гораздо глубже, чем порой о них думают организаторы развлекательных программ»

Евгений Финкельштейн: «Наши люди гораздо глубже, чем порой о них думают организаторы развлекательных программ»

«Вивальди и его современники». Концертная программа с таким названием вызвала огромный интерес шадринцев. Зал драматического театра был полон.

Гитарист Евгений Финкельштейн из Москвы исполнил шедевры итальянской, французской и немецкой музыки 17-18 веков. Они были представлены зрителям в переложении для гитары и оркестра.

В концерте принял участие зауральский симфонический оркестр Курганской областной филармонии. Его художественный руководитель и главный дирижер - заслуженный работник культуры Николай Эйбергард.

Как рассказывает Евгений Финкельштейн, для него впечатления от прошедшего концерта неразрывно связаны с прошлым опытом выступления в нашем городе.

- Вы знаете, впечатления от этого концерта я не могу оторвать от предыдущего концерта. Тогда огромное впечатление произвело то, что публика прекрасно подключается к музыке, которая, как мне кажется, не является развлекательной, а является настоящей. Знаете, можно прочитать газету – это экшен – весело и интересно, или страшно интересно, а можно прочитать роман хорошего писателя. И нужно сказать, что в этот раз я довольно бескомпромиссно подошел к построению программы, зная, что я встречу понимание. Это очень приятно.

- Надо сказать, что во время концерта стояла такая хорошая, умная тишина. Такая внимающая. И это очень дорогого стоит.

Программа была выдержана в одном ключе – это музыка эпохи Барокко и эпохи Возрождения.

- И как приятно, что эту замечательную музыку так замечательно слушают, понимают и чувствуют.

Почему в программу вошли именно эти произведения, и почему было решено обратить внимание именно на них?

- Здесь три момента. Один момент связан с тем, что у всех инструментов, включая гитару, есть некий «дежурный репертуар». Это прекрасные произведения великих композиторов. Это великие произведения, но их, на самом деле, гораздо меньше, чем в принципе прекрасной музыки, написанной для этого инструмента. И хочется из этого ограниченного, дежурного репертуара для конкретного инструмента как-то вырваться, выйти, то есть найти что-то свежее.

- Это с одной стороны. С другой же стороны, мне посчастливилось в своем классе иметь ученика – Андрея Чернышова, человека очень талантливого, который, заканчивая академию как гитарист, «ушел» в лютню. Причем ушел так глубоко и с любовью. И он начал играть пьесы, которые гитаристы не играют. Далее он увлекся музыкой, написанной для виолы да гамба – инструмента, который был в 17-18 веках так же популярен, как сейчас гитара. Особенно в среде аристократов. И Андрей мне сказал, что гамба как и гитара. На гамбе 6 струн – на гитаре 6 струн, строй на гамбе очень похож на строй классической гитары, и Андрей мне просто посоветовал сделать переложение этой музыки. И надо сказать, что это прекрасная музыка, и природа виолы да гамба очень близка к природе гитары, и переложения очень естественно легли на гитару.

-  А третье, Вы знаете что бы я сказал – если бы я Вас спросил: «Почему Вы вышли, предположим, за него замуж?». Вы бы наверняка ответили - «Ну вот любила и вышла». Вот я люблю эту музыку, поэтому стал ее играть.

Во время игры Вы очень бережно прикасались к своему музыкальному инструменту. Расскажите о нем, пожалуйста.

- Этот инструмент уникальный. Это гитара великого испанского мастера Хосе Рамиреса. Здесь очень важно, что это была целая династия мастеров испанских. И это Хосе Рамирес Третий. Он был выдающимся мастером и человеком и еще основал артель, состоящую из потрясающих мастеров, и они делали гитары по его концепции. И чем эта гитара отличается от современных «хосе рамиресов» - тем, что это гитара 1976 года. Это золотое время Хосе Рамиреса, когда он был жив. А это был человек деспотичный, с трудным характером, но человек очень внимательно следящий за качеством инструментов. Вот тогда, при его жизни, делали эти прекрасные инструменты. Это как раз один из них. То есть сейчас можно купить инструмент, который будет очень похож внешне. Но это не то. Хосе Рамиреса-то уже нет.

Умеют ли люди в наши дни слушать подобную музыку? Воспринимать ее?

- Вы знаете, я бы здесь сказал следующее: не так давно я сыграл концерт в маленьком подмосковном городе. Город ухоженный, он в хорошем состоянии, но лет 20 в нем не было вообще концертов классической музыки. Никаких. И вот был организован концерт, и в первом отделении звучала музыка эпохи Барокко. Я Вам скажу честно – я волновался не будет ли это тяжко. Знаете как люди слушали…И я хочу подчеркнуть, мне кажется, что это какая-то внутренняя готовность. Даже не готовность – внутренняя потребность. Понимаете, если человеку долго давать конфеты-конфеты-конфеты, кексики, сладкое, сладкое, а тут вот что-то настоящее. И слушают прекрасно. Мне кажется, что наши люди гораздо глубже, чем порой о них думают организаторы развлекательных программ.

Музыкант рассказывает, что однажды классная руководительница его сына, которому на тот момент было 7 лет, попросила его немножко поиграть. Надо сказать, что происходило это в самой обычной общеобразовательной школе.

- Я сыграл фрагмент, потому что дети маленькие, пьесы «Мечтательница» - печальной, минорной, и уж точно не развлекательной. И просил, чтобы дети рассказали о каких-то своих впечатлениях. И одна девочка подняла руку и сказала: «Когда Вы играли эту песню, я чуть не заплакала. Мне представилось, как будто ко мне папа не пришел на День рождения». Вы представляете?

- Люди глубже, люди чувственнее, чем кажется. Конечно, программа с умом должна быть подобрана. Если на них обрушить сразу сонату целиком, минут на 25 – это может быть трудно. Но мы можем взять одну часть этой сонаты, прекрасную, не нарушая никаких канонов, и человек заплачет или возрадуется. Плюс эффект гитары. Гитара здесь такой инструмент волшебный. Кто-то не пойдет на концерт симфонического оркестра, кто-то не пойдет на концерт виолончели или скрипки. А на гитару пойдет. Потому что в случае с гитарой он не знает, что он услышит. Может, допускает, что я буду песни петь, что неплохо, но я их не пою. И вдруг он услышит то, что на самом деле еще может гитара.

И я приходил в общество ребят лет 15-ти, очень трудных подростков, прям совсем трудных. Мне давали в руки гитару и говорили: «Финкельштейн, сыграй нам Моцарта». Вот. Это гитара. Так что, мне кажется, что не стоит нашего человека недооценивать.

Евгений Финкельштейн приезжает в наш город точно зная какого слушателя встретит. Потому и не боится экспериментировать и ломать устоявшиеся стереотипы. И, судя по реакции зала, он действительно встречает понимание со стороны шадринцев.

riddle-1

Ирина Ломоносова

Корреспондент


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизированные пользователи.

Войти на сайт / Зарегистрироваться